УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Особенности взаимоотношений педагога и обучающегося на индивидуальном занятии


Методическая разработка «Особенности взаимоотношений  педагога  и обучающегося на индивидуальном занятии»

               
Тема «Особенности взаимоотношений педагога  и обучающегося на индивидуальном занятии» очень обширна. К ней относится буквально всё, что связано с учебным процессом, с личностью учащегося и педагога, с их взаимоотношениями. Эта тема связана с вопросами педагогики, психологии, музыкальной педагогики,  которая заключает в себе научное и художественное познание. Но я хочу затронуть только чисто музыкально-педагогические проблемы, опираясь, в основном, на собственный опыт и наблюдения.

                Основными качествами личности педагога являются доброта, чуткость, тактичность. Эти чисто человеческие качества, плюс знание своего предмета, умение его преподнести как раз и составляет то, что мы понимаем под термином «педагогические способности». Опыт показывает, что даже при наличии больших педагогических способностей, педагог, не владеющий целым комплексом средств в области воспитания детей, не осмысливающий опыт своих коллег, замыкающийся в стенах своего класса, не добивается хороших результатов в работе. Педагогу надо иметь широкий круг интересов, много слушать, читать и видеть.

                Дети требуют большой чуткости со стороны педагога. Надо уметь уловить их  настроение  и даже самочувствие, наблюдать реакцию детей, не переходить ни в чём меры, к месту сделать замечание, не утомлять внимания, быть всегда на высоте положения. Трудно всё это, требуется постоянный самоконтроль, постоянная работа мысли и огромная затрата энергии. Педагог постоянно должен жить в поиске.
Наш труд результативен только при условии совместной работы учащегося и педагога, при большой активности и заинтересованности обучающегося. Одна из главных задач педагога – активизация деятельности учащегося. Активный ребёнок  заинтересованно работает на занятии и дома, стремится к преодолению трудностей, с интересом и вниманием воспринимает то, что ему объясняет и показывает педагог.

                Всем нам известны примеры занятий, на которых педагог проявляет много знаний, отлично владеет инструментом, очень активен сам - много говорит, играет, но часто оставляет равнодушными, безучастными своих подопечных. Бурная активность педагога «прошла мимо», не затронула чувств ребёнка. Такое, порой, происходит потому, что педагог своей активностью подменил активность учащегося, без которой невозможен результативный процесс обучения.

                Учащийся должен чувствовать за собой право высказать своё мнение. Чаще надо обращаться к ребёнку с вопросом «А ты как думаешь?».

                Плохо, когда обучающийся  боится своего педагога. Боясь педагога, ребёнок молчит, замыкается в себе, не говорит о своих затруднениях, на вопросы педагога отвечает односложно. В таких случаях нет духовного контакта между учащимся и педагогом, не бывает творческой обстановки на занятии.

                Необходимо обучающемуся  внушить  уважение к  педагогу,  веру  в  его профессионализм,  в  справедливость  его  требований.  Хорошо, если  в учащемся эти чувства сопровождаются чувством любви к педагогу. На любви, восхищении ребёнка педагогом, особенно на первом году обучения, пожалуй, держится весь наш педагогический процесс. На этом первоначальном этапе обучения сама музыка ещё мало захватывает чувства ребёнка, ему приходится преодолевать много трудностей в процессе приспособления к инструменту и овладению им. В этот период особенно важно, чтобы педагог нравился ребёнку, чтобы ему была приятна похвала педагога , и он всеми силами старался её заслужить, чтобы руки педагога, которые  на каждом занятии  поправляют и направляют руки ребёнка и учат их быть податливыми, «умными», вызывали в нём положительные эмоции.
А ведь мы, педагоги, знакомы и с совсем иной реакцией – когда направляя движения ребёнка, мы, зачастую, чувствуем скрытое сопротивление, нежелание пойти навстречу требованиям педагога. При таких обстоятельствах надо постараться разрядить обстановку, отвлечь ребёнка шуткой.  Дети очень любят, когда педагог весёлый, разделяют его хорошее настроение, смеются вместе с ним. Шутка  снимает усталость и напряжение.
Пусть  чаще на занятиях расцветают  в улыбке лица детей, нам будет легче работать, а им приятнее учиться.

                Иногда ребёнок приходит  на занятие подавленным, с чувством  вины  за невыученное задание. Он  делает те же ошибки, что  и на предыдущем занятии. Но ни в коей мере  не будут способствовать  повышению качества работы  учащегося постоянные  упрёки и нарекания. Даже в плохом исполнении музыки, при большом желании, можно найти что-то хорошее, на это и надо опираться в работе с детьми.

                Без  поощрения трудно вызвать интерес  к занятиям у ребёнка.  Взрослые,  и те нуждаются в одобрении,  а детям  похвала  нужна  как воздух.

                На  самых маленьких,  непосредственных, которые  ещё  не умеют скрывать свои  эмоции,  это особенно видно. Нам всем приходилось наблюдать: попросят ребёнка  что-нибудь сыграть – он долго отказывается,  стесняется, а сыграет, его похвалят – и он уже готов сыграть всё, что знает, вплоть до гаммы.

                Из  сказанного выше следует, что обучая детей музыке, шаг за шагом ведя их  к идеалу исполнения  музыкального  произведения,  педагог должен фиксировать  и одобрять успехи детей, а все недостающие им музыкальные и двигательные качества вырабатывать  постепенно, кропотливо, работая из занятия в занятие.

                Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал « Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится  постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если  ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк  жажды гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую  не растопить  никакими стараниями до тех пор, пока огонёк опять не загорится ( а зажечь его вторично ой, как трудно!), ребёнок теряет веру в свои силы, становится настороженным, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или ещё хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей».

                Бывает, конечно, в педагогической практике много таких моментов в работе с учащимися, когда педагог недоволен работой своего питомца. Например, неверный на протяжении нескольких занятий текст, или проведённая на предыдущем занятии большая, кропотливая работа педагога сведена  на  нет небрежностью учащегося. Бывает очень обидно: жаль времени, сил. Много подобных моментов встречается в нашей работе и педагог вправе сердиться, но он должен вызвать этим верную реакцию у учащегося – чувство своей вины, желание исправить недостатки в работе. В таких случаях обучающийся должен уходить с занятия с желанием потрудиться и как можно лучше делать то, на что была направлена работа педагога, а не с чувством злости и обиды на него. Ведь мы, педагоги, в отдельных случаях оказываемся в зависимости от обучающегося: не захочет – не сделает. А надо чтобы он хотел, для этого он должен хорошо понимать требования педагога, чувствовать их справедливость, тогда возможно, ребёнок  будет работать с большим желанием, сознательней и целеустремлённей.
Особенно важно, чтобы обучающийся  осмыслил требования педагога  к недостаткам организации игровых движений, иначе портятся взаимоотношения, а недостатки у обучающегося остаются, несмотря на большую затрату энергии и сил со стороны педагога.

                Без средств эмоционального воздействия, т. е. без конкретно-исполнительского показа, а главное – без искусства слова, занятия с воспитанниками превращаются в тяжёлый, неблагодарный труд. Из большого количества путей к эмоциональному воздействию на учащихся слову принадлежит главенствующая роль. В педагогической практике слово должно нести и рациональные, и эмоциональные функции. Педагог должен не только указывать на ошибки, на недочёты в работе, а живо, увлекательно пояснять, украшая свою речь образными эпитетами, сравнениями, ассоциациями. Такие определения, как «мягкий звук», «ласковое прикосновение», «хрустальное звучание» и др. стали  ходовыми  в педагогической практике, но свой лексикон надо постоянно обновлять. К одним и тем же словам дети привыкают и уже на них не реагируют.
Ребёнку бывает очень понятно такое выражение «Исполняй концы фраз аккуратно», «Вслушайся в паузу». Иногда дети делают переходы в позиции одними пальцами, без участия предплечья. В таком случае, придерживая воспитанника, предложите ему шагать одними ногами, не перенося туловища. Учащиеся иногда торопятся в трудных местах, можно ему сказать: «А ты делай, как водитель автомобиля. В опасных местах лучше снижай скорость». Подобных примеров можно привести много.

                Невозможно обучить детей музыке, не развивая в них ассоциативного мышления. Художественная работа над произведением на это, в основном, и опирается. Так же тесно связано с умением ассоциативно мыслить творческое восприятие музыкального искусства.

                Словесные музыкальные характеристики важны ещё и потому, что связанные с содержанием исполняемой музыки, они способствуют пробуждению в учащихся творческого воображения.

                Образная, меткая речь, отражающая сущность явлений, гораздо доступней сознанию ребёнка. Указания, полные образности, запоминаются не только умом ребёнка, но и будят память чувств.
С. Соловейчик в своём очерке о Сухомлинском пишет: «Умная мысль и красивое слово - путь к пробуждению чувства, так же, как чувство рождает красивый образ, образное слово».
По-разному  складываются отношения между педагогом и воспитанниками: кого – то из них надо держать на дистанции, а с кем-то можно по-дружески, очень откровенно обо всём говорить. Ребёнок всё правильно поймёт, сделает правильные выводы.

                Речь педагога должна быть дифференцирована. В какой форме говорить с обучающимся, с какой интонацией – зависит не только от   возраста ребёнка, но и от его темперамента и других индивидуальных качеств. С кем – то из ребят нужно говорить эмоционально, а с кем – то, наоборот, очень спокойно и тихо. Форма разговора с ребёнком зависит от того, насколько хорошо знают друг друга педагог и учащийся, насколько они душевно близки. Иногда обучающийся  понимает педагога с полуслова. Тут и жеста достаточно или даже выражения лица. Такое понимание бывает, когда педагог и учащийся уже давно вместе работают, когда учащийся хорошо знает требования педагога, его мимику, жесты, когда учащийся восприимчив и податлив в работе.

                Педагог должен быть хорошим музыкантом, должен знать природу и особенности инструмента и все те элементы, из которых складывается умение игры на нём. Виды музыкального показа не перечесть и не предусмотреть.

                Они подсказываются самой работой с учащимся. К их числу можно отнести:
1. Знакомство с произведением целиком. ( Дать почувствовать   воспитаннику  характер  музыки,  построение, общую направленность.  Постараться  заинтересовать, увлечь).
2.Показ носит характер музыкального объяснения, когда педагог сознательно подчёркивает и даже утрирует те элементы, которые он считает необходимыми исправить или наоборот выявить в исполнении учащегося.
3. Показ носит характер схемы, расчленения трудностей для большей наглядности.
4. Показ разных способов работы над каким – либо трудным местом или техническим материалом.

                Цель показа педагога – помочь, объяснить, активизировать воспитанника, а не добиваться слепого копирования, поэтому показывать надо в разумных пределах. Не надо увлекаться показом, подавляя и обезоруживая обучающегося своим умением.

                Иногда можно наблюдать такую картину: педагог увлечён показом, много играет, а ребёнок растерян, подавлен своим неумением. Бывает и так: учащийся разозлён, ему не дали сыграть, всё время перебивали, ему даже попробовать не удалось то, что объяснял педагог.

                Чувство меры не должно изменять педагогу, и настроение воспитанника всегда должно быть в поле зрения педагога.

                Главное в конкретно – исполнительском показе – это помочь юному музыканту вникнуть в суть музыки.
 
                Педагог, в какой-то степени, должен быть артистом; все заботы, настроения надо оставлять за дверьми класса. Во время занятий надо стараться отключаться от посторонних дел и мыслей. Это, безусловно, очень трудно. Порой наши нервы напряжены до предела, всякие неприятности, жизненные невзгоды, у кого их нет? А порой, просто неважно себя чувствуешь или бывает какое-то подавленное настроение. Всякое с нами бывает, но надо в таких случаях волевым усилием заставить себя с достаточной педагогической грамотностью и тактом проводить уроки. Не заставлять ученика «отдуваться» за то, в чём он совершенно неповинен. Постараться, в меру наших сил, быть ему полезным. В этом одна из трудностей нашей профессии педагога, старается быть всегда в форме. Нам плохо, а дело наше страдать от этого не должно, так как у нас живой материал – дети, и то, что не сделано на одном уроке, не наверстаешь на другом, так как каждый урок ставит новые задачи.
 
                Работая с детьми, надо в первую очередь их любить, причём любовь к детям должна выражаться в чутком отношении к ним, в сердечности, ласке, без излишней сентиментальности. Дети чувствуют расположение педагога и тянутся навстречу,  бывают  благодарны  и  доверчивы  делятся  своими заботами,  советуются.
 
                При всей гуманности, доброте педагога учебный процесс надо проводить на высоком уровне требовательности к учащимся. Не всегда и не всех обучающихся  можно и нужно учить на сложном материале, но стараться добиваться хорошего качества надо со всеми, независимо от их данных. Ребята со средними музыкальными данными не должны чувствовать поблажки со стороны педагога, не должны обучаться по явно заниженной программе – это их расхолаживает. Педагог к ним тоже должен относиться заинтересованно и ставить перед ними умеренно-трудные задачи, на преодоление которых им приходилось бы тратить определённые усилия, так как не может быть интереса там, где не ставится никаких серьёзных задач.
 
                Нет лёгких учеников, все они требуют много энергии и сил. Педагог должен тонко, всесторонне знать своего питомца, иметь полное представление о его природных  данных, об особенностях его характера, мышления, психике, о его развитии.
 
                Только на основе полного понимания ребёнка можно правильно строить работу и находить эффективные методы обучения каждого из них.
В работе педагога очень важную роль играет помощь родителей обучающихся. Родителей надо постараться сделать помощниками педагога, но их участие не должно носить назойливый характер опеки - это иногда раздражает ребят и отбивает всякую охоту к учёбе. Родителей надо учить помогать детям, надо им деликатно объяснять, что входит в их компетенцию, а чего не следует касаться.
Если удаётся держать родителей постоянно в курсе продвижений их ребёнка и его соучеников, то такие родители ревниво относятся к успехам своего ребёнка, что не бесполезно для дела и «болеют» за весь класс в целом.
Наше общение с детьми длится долгие годы. Они приходят к нам совсем маленькими, а уходят молодыми людьми. Быть «учителями музыки, её разъяснителями  и толкователями», как писал Г.Г. Нейгауз - это, конечно, основная задача педагога-музыканта, но не менее важно воспитание личности ребёнка.
Во время занятия можно провести очень краткую беседу о музыке. Сообщить ребятам о событиях в мире искусства, которые могут их заинтересовать, или дать некоторые сведения из истории появления фортепиано, рассказать о жизни и творчестве композиторов, чьи произведения играет юный пианист.
Таким образом, получается, что классная работа тесно переплетается с внеклассной. Нужно помнить, что наши дети очень загружены в школе, почти не имеют свободного времени, поэтому сами педагоги должны дорожить их временем и ребят учить этому.
Прежде  чем  лишний  раз вызвать обучающегося, надо подумать, так  ли  это для него необходимо, но воспитывать молодых  музыкантов только  на занятиях невозможно. Внеклассную работу надо проводить очень продуманно, серьёзно, не перегружать детей. Педагог должен делать только то, что умеет и что у него хорошо получается, чтобы заинтересовать ребят, а не отнимать у них зря время и не сеять скуку и разочарование в их сердца.
Влияние педагога на обучающегося исключительно многогранно! Интеллект педагога является одним из важных источников познания ребят, душевное богатство педагога, его речь, манера поведения, даже манера одеваться, - всё это служит цели воспитания.
Много педагогам надо уметь и знать, думать и искать, перенимать опыт и щедро делиться своим, чтобы питомцы наши росли культурными людьми, честными, трудолюбивыми, искренне любящими музыку.
Мне хочется закончить свою работу словами виднейшего русского историка В. А. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь».
 
 
Список литературы
1.Алексеев А. Педагог творческого поиска (Сов. музыка,1981, № 3)
2.Милич Б. Воспитание ученика –пианиста (Киев, 1977)
3.Тимакин Е. Воспитание пианиста (Москва, 1984)
4.Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога (Москва, 1975)
 
 Данная работа предназначена для молодых преподавателей ДМШ, ДШИ и педагогов - музыкантов , работающих в музыкальных и хоровых студиях.
Подготовила: Медведовская Ирина Евгеньевна, МБОУ ДОД ДТДМ г.Тверь





Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015